- Доктор Матар
- Детская андрология
- Детская хирургия
- Детская урология
- Услуги
- Операции
- Галерея
- Андрология в картинках
- Анатомия мужской половой системы
- Анатомия яичка
- Аорто-мезентериальная вилка (схема)
- Баланопостит
- Варикоцеле
- Водянка оболочек яичка (Гидроцеле) у детей
- Паховая грыжа у детей
- Киста семенного канатика
- Крипторхизм
- Мочевые пути человека (верхние)
- Мочевые пути человека (нижние)
- Источники кровоснабжения яичка
- Обрезание
- Общая схема мужской мочеполовой системы
- Скрытый половой член
- Фимоз
- Укус полового члена
- Гипоспадия
- Гипоспадия типа хорды
- Меатостеноз
- Родителям
- Центр
- Вопрос - ответ
- Статьи
- Отзывы
- Контакты
Половое развитие мальчиков
Строго говоря, половое развитие мальчика начинается с момента оплодотворения, когда в яйцеклетку проникает сперматозоид, несущий У-хромосому, обусловливающую пол будущего ребенка. Создание половой системы в процессе эмбрионального развития определяется правильной реализацией генетического механизма формирования индивидуума мужского пола, наличием соответствующего гормонального фона плода и матери и отсутствием повреждающих воздействий внешней среды.
Многие половые отклонения своими корнями уходят в детство или отрочество, но эта область человеческой жизни еще настолько мало изучена, что говорить о ней и давать какие-либо конкретные рекомендации преждевременно. Что-бы избежать подобных отклонений, необходимо правильное половое воспитание ребенка, о чем пойдет речь в следующем разделе.
Внутриутробный период
Строго говоря, половое развитие мальчика начинается с момента оплодотворения, когда в яйцеклетку проникает сперматозоид, несущий У-хромосому, обусловливающую пол будущего ребенка. Создание половой системы в процессе эмбрионального развития определяется правильной реализацией генетического механизма формирования индивидуума мужского пола, наличием соответствующего гормонального фона плода и матери и отсутствием повреждающих воздействий внешней среды.
На ранних этапах эмбриогенеза половая система имеет закладки как женских, так и мужских наружных половых органов. В условиях автономного развития эмбрион как женского, так и мужского пола всегда развивается по женскому типу. Формируется матка, маточные трубы, влагалище. Таким образом, природа всегда стремится создать "женщину". Для того чтобы реализовался мужской генетический код, необходимо наличие полноценного эмбрионального яичка, которое выделяет специальное белковое вещество, подавляющее развитие женских половых органов. В женском организме яичник не определяет развитие половых органов. Наружные половые органы формируются с 12-й по 20-ю неделю внутриутробного развития. Для правильного развития мужских гениталий необходимо нормальное функционирование эмбрионального яичка. Семенные пузырьки, семявыносящий проток, половой член, мошонка, мужская уретра формируются только при достаточном количестве андрогенов (мужских половых гормонов, в основном тестостерона), вырабатываемых яичком. В этот период концентрация тестостерона в крови плода достигает величин, характерных для взрослых мужчин. Высокая концентрация тестостерона держится и после рождения ребенка, а с 3-месячного возраста начинает постепенно снижаться.
Нарушение нормального функционирования яичек плода приводит к различным порокам и заболеваниям мужской половой системы. Поэтому дети с патологией яичек(крипторхизмом, монорхизмом, уменьшением размеров яичек) должны обследоваться и наблюдаться специалистом для исключения сопутствующей патологии половой сферы.
В регуляции полового развития принимают участие и структуры головного мозга: гипоталамус, гипофиз и эпифиз.
В гипофизе (небольшая шаровидная железа внутренней секреции, располагающаяся в "турецком седле" черепной коробки и связанная ножкой с гипоталамусом) вырабатываются основные гормоны, регулирующие развитие и нормальное функционирование половой системы человека: фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ), пролактин. Контроль секреторной активности гипофиза осуществляется гипоталамусом.
Гипоталамус — высший вегетативный центр головного мозга, управляющий деятельностью всех органов в осуществлении расти- тельных функций организма (питание, дыхание, размножение, выделение и др.). Нервные клетки гипоталамуса получают сигналы из высших отделов головного мозга. В нем вырабатываются вещества, регулирующие выделение гормонов гипофизом. В свою очередь андрогены, вырабатываемые яичком, регулируют функцию гипоталамуса по типу обратной связи: большое содержание тестостерона в крови тормозит выработку гормонов в гипофизе.
В процессе половой регуляции принимает участие еще одно, до сих пор загадочное, образование головного мозга — эпифиз, или шишковидное тело, которое иногда в научно- популярной литературе именуют "третий глаз". Эпифиз (железа внутренней секреции, располагающаяся в заднем отделе мозга, в области третьего желудочка) вырабатывает мелатонин. Мелатонин вырабатывается ночью и участвует в регуляции сезонных изменений плодовитости в регионах, характеризующихся значительными колебаниями продолжительности дня. Чем продолжительнее темный период суток, тем выше концентрация мелатонина и как следствие — меньше вероятность оплодотворения. Наоборот, в условиях высокой освещенности концентрация мелатонина падает и увеличивается возможность зачатия. Поэтому в условиях средней полосы наиболее благоприятными для зачатия являются летние месяцы. Не случайно большое количество детей рождается весной (а не только из-за отпускного периода и хорошей погоды).
Период относительного покоя
После бурного внутриутробного периода и первых месяцев после рождения в организме мальчика наступает период относительного покоя до наступления поры полового созревания. В это время половая система как бы спит. Наружные половые органы инфантильные (не развитые, детские) (рис. 1).
Рис.1. Инфантильные (детские) наружные половые органы мальчика двух лет
Мошонка и половой член — небольших размеров. Объем яичек может колебаться от 0,7 — до 3 куб. см, а длина полового члена — от 2,5 до 5,5 см. Рост полового члена и мошонки пропорционален увеличению в размерах самого ребенка. Волосы на лобке полностью отсутствуют. В этот период семенные канальцы в яичке не имеют просвета, который заполнен незрелыми клетками — предшественниками сперматозоидов. Клетки, в которых вырабатывается тестостерон, выполнив свою первоначальную роль в правильном становлении и развитии мужского организма, к годовалому возрасту ребенка почти полностью дегенерируют.
Биологические часы идут, и в период 6—8 лет мужская половая система начинает постепенно пробуждаться. Начинается рост яичек, появляется просвет в семенных канальцах, запускается процесс дифференцировки клеток, предшественников сперматозоидов, увеличивается количество клеток, вырабатывающих тестостерон.
Пубертатный период
Наиболее бурно процессы полового развития протекают в так называемый пубертатный период (от латинского — половая зрелость). Период полового созревания — время, когда в организме ребенка в течение нескольких лет, подобно бурно начавшейся весне, происходят чудесные превращения, в результате которых ребенок становится взрослым человеком, мужчиной, способным произвести потомство. Этот период — один из самых важных, если не самый важный, в жизни человека. За короткий отрезок времени окончательного развития достигают половые органы, формируются вторичные половые признаки, тело приобретает окончательные пропорции и формы. Природа делает если не последний, то самый главный мазок на индивидуальном портрете развивающейся личности. В этот же период происходят и глубокие психологические изменения. Перестройка внутреннего мира подростка грандиозна и вследствие этого ранима и чувствительна. Время взросления — один из самых сложных и уязвимых периодов жизни как для подростка, так и для его родителей. Начало полового созревания ребенка в значительной степени генетически детерминировано. Помимо генетически запрограммированных индивидуальных, расовых и национальных особенностей пубертатного периода, на его течение в какой-то степени влияет экономический, социальный, культурный уровень жизни ребенка.
Сложная перестройка организма мальчика в организм мужчины занимает период от 10 до 18 лет. Половое развитие мальчика — строго индивидуальный процесс. Индивидуальны время начала пубертата, его продолжительность и интенсивность. Поэтому можно только условно говорить о сроках появления различных половых признаков. Отставание или опережение в появлении того или иного признака до двух лет укладывается в физиологическую норму и не требует лечения. Однако в этом случае посещение врача будет не лишним и позволит исключить более серьезные проблемы пубертатного периода.
В наше время для большинства детей европейской расы начало полового развития приходится на 11-й год жизни. Первым признаком, что "процесс пошел", является существенное увеличение яичек в размерах. Увеличение размеров яичек — результат усиления роста семенных канальцев — структур, отвечающих за сперматогенез. Несмотря на то что в этот период продукция яичком тестостерона возрастает в 10 раз, вклад клеток, продуцирующих гормон, в общий размер яичка незначительный, так как они занимают менее 10 % его объема. Рост яичек продолжается в течение всего пубертатного периода, и окончательного своего раз- мера тестикулы достигают к 17 - 18 годам. Параллельно с увеличением яичек растет и мошонка (рис. 1).
Рис. 1. Начало полового созревания характеризуется увеличением яичек (мальчику 11 лет)
За яичками, с опозданием на 6 месяцев—1 год, начинает расти и половой член. Вначале происходит рост пениса в длину, затем, параллельно, увеличение его в диаметре. Рост полового члена заканчивается примерно в 16 лет. Вместе с увеличением яичек и ростом полового члена появляется пигментация пениса и мошонки. Кожа мошонки становится складчатой, развиваются сальные и потовые железы. У большинства подростков рост наружных гениталий заканчивается к 16-летнему возрасту. После этого возраста размер полового члена практически остается неизменным.
Рис. 2. Начало роста волос на лобке (мальчику 12 лет)
В 12—13 лет начинается рост волос на лобке (рис. 2). Вначале это единичные, прямые длинные волосы у основания полового члена, затем волосы становятся толще, более волнистыми и постепенно распространяются на лобок, приобретая форму треугольника, направленного вершиной вниз.
К 16—18 годам развитие оволосения лобка достигает выраженности, характерной для взрослых мужчин (рис. 3).
Рис. 3. Наружные половые органы мальчика 14 лет
У большинства мужчин рост волос продолжается и дальше. Как победившая армия во главе со своим главнокомандующим — тестостероном, волосяной покров со временем захватывает внутреннюю поверхность бедер и распространяется вдоль белой линии живота. Этот процесс носит индивидуальный характер, и отсутствие столь выраженного оволосения не является свидетельством андрогенной недостаточности и каких-либо отклонений в организме мужчины.
В 13—14 лет начинается оволосение подмышечных впадин. Этот процесс также проходит несколько этапов: от единичных и прямых до густых и вьющихся волос, занимающих всю подмышечную впадину. У большинства детей к 16 годам уже имеется выраженное подмышечное оволосение.
Последним, но самым заметным для окружающих свидетельством взросления подростка является рост бороды и усов. Процесс этот длительный. Первые пушковые волосы над верхней губой могут появиться у мальчика в 14 лет, а окончательное формирование роста волос на лице происходит к 20 годам и даже позже.
Примерно в 14 лет у нормально развивающегося мальчика появляются поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости у мужчин, обычно во время сна). К 15 годам они имеются у половины подростков, а к 16 — у большинства. Поллюции — очень важный признак нормального полового развития, свидетельствующий о созревании фертильной (плодовитость, способность к деторождению) функции яичка.
Параллельно с наружными половыми органами развиваются и внутренние: простата и семенные пузырьки.
Одновременно с половым созреванием происходит и физическое развитие мальчика. Более того, процессы роста тела и нарастания мышечной массы тесно связаны со степенью полового развития ребенка. В пубертатном периоде чем более выражены вторичные половые признаки у мальчика, тем, как правило, он лучше развит физически. Меняются пропорции тела, развивается пояс верхних конечностей — подросток "раздается в плечах", понижается тембр голоса, происходит его "ломка". Рост продолжается до тех пор, пока присутствуют эпифизарные хрящи, за счет которых происходит увеличение трубчатых костей в длину. Под действием тестостерона происходит постепенное закрытие зон роста, которое в среднем наступает в 21 год.
Рис. 4. Гинекомастия у мальчика 12 лет
Иногда в период полового созревания у подростка могут увеличиваться молочные железы, что носит временный характер и не требует лечения. Любое видимое на глаз или определяемое пальпаторно увеличение молочной железы у мальчиков называется гинекомастией (рис. 4). Как правило, процесс носит двухсторонний характер. Изредка увеличение желез может сопровождаться болезненными ощущениями. При физиологической подростковой гинекомастии выделений из сосков не бывает. В очень редких случаях при больших размерах железы, длительно сохраняющейся гинекомастии, ведущей к изменению психоэмоционального состояния подростка, прибегают к хирургическому удалению увеличенных желез. К негативным проявлениям пубертата относится и появление на лице юношеских угрей.
Опуская сложные биохимические процессы, которые протекают в организме подростка в период полового созревания, упрощенно можно сказать, что превращение мальчика в мужчину (сюда входит и репродуктивная система, и физическое развитие) происходит под влиянием тестостерона — главного мужского гормона. Под влиянием тестостерона и его метаболитов происходит развитие полового члена, простаты, рост волос на лице, увеличение мышечной массы, формирование мужской гортани и т. д.
Нарушение полового созревания
Нарушение полового созревания — одна из главных причин формирования психических отклонений у подростка.
Задержка полового развития на 1,5—2 года вследствие конституциональных, национальных, семейных особенностей не является патологией и в большинстве случаев не требует лечения. Задержка полового развития в 70% случаев генетически обусловлена. Вспомните, как протекало половое созревание у вас, когда появилась первая менструация или поллюция, волосы на лобке; если это возможно, расспросите ваших родителей, братьев и сестер, и вы будете примерно знать, что ожидает вашего отпрыска. Кстати говоря, если в роду отмечаются случаи задержки пубертата, то в первую очередь это сказывается на развитии мальчиков, у которых нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем у женщин. И мужчины, как мы с сожалением должны констатировать, оказываются "виноваты" в генетически неблагоприятном грузе, в неправильном развитии половых органов у мальчиков больше, чем женская половина родственников. При сборе своего семейного анамнеза желательно выяснить, не встречались ли в вашей семье случаи крипторхизма, бесплодия, различных аномалий строения половых органов, нарушения менструальной функции. У таких подростков в итоге хотя и с опозданием, но развиваются все признаки взрослого мужчины и, как правило, не страдает способность к деторождению и гормональная функция. Более того, от скорости полового развития не зависит конечная выраженность половых признаков, размер полового члена, способность к половой жизни и зачатию детей.
Однако часть детей с задержкой полового развития, что называется, "уходят в себя", становятся замкнутыми, стараются избегать коллектива сверстников, совместного мытья в бане, купания в бассейне. Возникают трудности в общении с родителями. Сравнивая себя с нормально развитыми одноклассниками, такие дети считают себя ущербными, неполноценными, уродами, единственными в мире. Для такого подростка весь мир и все мысли сосредоточены на маленьком размере полового члена и на отсутствии волос на лобке. У этой группы детей нередки суицидальные мысли, а при неосторожном отношении окружающих людей возможны и суицидальные попытки. Другая часть детей становятся, наоборот, агрессивными, стараясь доказать себе и окружающим свою мужественность. Подростки начинают рано курить, употреблять спиртные напитки. Как внешнее проявление мужественности они часто делают себе татуировки, склонны к пренебрежительному отношению к противоположному полу, внешней грубостью маскируя свою внутреннюю уязвимость. Заглушённая таким поведением боль и затаенное чувство своей неполноценности могут иногда прорваться наружу (особенно после неудачного полового контакта) попыткой уйти из жизни.
Если в этот период жизни подростку не оказана помощь (родителями, педагогами, врачом), то возможно развитие нарушений в формировании личности ребенка. И если в дальнейшем скорее всего он догонит сверстников в половом развитии, разовьются половые органы, начнется половая жизнь, то психические проблемы будут преследовать его на протяжении всей жизни. Во многом судьба человека определяется этими несколькими годами, названными пубертатом. Психика мужчины так устроена, что в основе состоятельности жизни лежит состоятельность в половой сфере.
Даже если нарушения полового созревания запрограммированы генетически, то степень формирования заболевания во многом зависит от внешнего воздействия различных неблагоприятных факторов. Все, что полезно организму в целом, оказывает благотворное влияние и на репродуктивную систему, а негативное влияние окружающей среды в первую очередь наиболее сильно отражается на органах половой сферы. Как это ни тривиально звучит, но речь опять пойдет о правильном питании, вреде алкоголя и табака, причем прежде всего нужно начать с родителей. К неблагоприятным факторам, влияющим на развитие мужского организма, следует отнести различные стрессы во время беременности, инфекционные заболевания (особенно протекавшие в первой половине беременности). Негативное влияние оказывает наличие профессиональной вредности у родителей (работа с красками, гербицидами, ядохимикатами и т.п.). Сильнейшим фактором, влияющим на развитие половой системы ребенка, является контакт родителей с радиацией. По нашим данным, у 13 % детей, имевших серьезные пороки половых органов, отцы непосредственно перед зачатием ребенка работали с ракетным топливом или ионизирующим излучением.
При снижении гормонопродуцирующей функции яичек у мальчика может развиться патологическое состояние — гипогонадизм, клиническими проявлениями которого являются недоразвитие наружных и внутренних половых органов, вторичных половых признаков. Ранее подобные состояния называли евнухоидизмом (евнух — скопец, кастрат; оскопленный слуга при гареме). Сейчас такой термин не используется, но он позволяет лучше понять причины и внешние проявления такого состояния. До начала полового созревания, если нет выраженных изменений наружных половых органов, диагностировать гипогонадизм трудно. Такие мальчики практически не отличаются в развитии от сверстников. Во время полового развития у них постепенно формируется типичный внешний облик. Наружные гениталии остаются инфантильными: длина полового члена — менее 5 см, объем яичек — менее 5 куб. см. Отсутствует или слабо выражено лобковое и подмышечное оволосение. Нет складчатости и пигментации мошонки, голос остается высоким. Отсутствуют поллюции. Характерен внешний вид таких больных. Рост, как правило, не страдает, даже выше нормы. Конечности длинные, талия высокая. Бедра широкие, превышают размеры плечевого пояса. Характерно отложение подкожного жира у гребешков подвздошных костей, нижней части живота, области молочных желез. Такой же внешний вид может быть и у подростков с конституционально обусловленной задержкой полового развития, которая не требует лечения. Однако в 50 % случаев он характерен для истинного гипогонадизма. Такие дети в обязательном порядке должны наблюдаться специалистами для проведения дифференциальной диагностики. Эффективность лечения нарушений полового созревания при гипогонадизме снижается с возрастом ребенка.
Многие случаи нарушения половой сферы во взрослом состоянии, связанные с бесплодием, импотенцией, нервно-психическими расстройствами, вероятно, являются следствием пропущенного в детстве и нелеченного гипогонадизма.
Помимо задержки, половое развитие может опережать физиологическую норму. У мальчиков считается преждевременным появление вторичных половых признаков до 10 лет. Раннее половое развитие приводит к быстрому увеличению длины тела и закрытию зон роста костей, что приводит к низкорослости таких детей. Они нуждаются в тщательном обследовании и лечении.
Как и задержка полового развития, его ускорение может носить конституциональный, семейный, генетически обусловленный характер. В этом случае вторичные половые признаки появляются у мальчиков в 10—11 лет. Такие дети в дальнейшем развиваются нормально, лечение им не требуется, но наблюдение необходимо.
Гермафродитизм
Отдельную группу больных составляют дети с нарушением половой дифференцировки, при которой в строении наружных половых органов имеются черты двуполости (т. е. присутствуют одновременно элементы как мужской, так и женской половой системы), так называемые больные с гермафродитизмом (рис. 1).
Рис. 1. Наружные половые органы больного с одной из форм гермафродитизма. Одновременно с половым членом имеется рудиментарное влагалище
У таких мальчиков могут обнаруживаться дериваты женской половой системы:
- маточные трубы,
- матка,
- влагалище
- бисексуальные наружные гениталии.
Это патология редкая, неоднородная по своему составу, трудная для диагностики и лечения, и в этой книге нет смысла подробно о ней говорить.
Нормально сформированные половые органы еще не означают, что мальчик превратился в нормального мужчину.
Правильная анатомия должна быть дополнена мужскими психологическими характеристиками. Наличие в зародыше, в его генетическом наборе У-хромосомы еще не означает, что он разовьется в психосексуально правильно сформированную личность мужского пола. Понятие "пол" не такое простое, как может показать-
ся на первый взгляд. Помимо генетического, еще существует пол гонадный, гормональный, анатомический, зависящий от того, какие половые железы разовьются у эмбриона, как они будут функционировать и какой внешний вид приобретут гениталии. А кроме этого еще выделяют пол гражданский (пол ребенка, записанный в документах), психический (в каком поле себя ощущает индивид), пол социальный (пол воспитания). При гермафродитизме бывают случаи, когда человек мужского генетического пола на основании женских наружных половых органов регистрируется в другом поле, получает паспорт как женщина, но психически относит себя к мужскому полу. При этом, когда в таких или подобных случаях при рождении ребенка консилиум врачей решает, в каком поле зарегистрировать, воспитывать и лечить малыша, в последнюю очередь обращают внимание на его хромосомный пол. Определяющим моментом является возможность коррекции наружных половых органов.
Рис. 2. Гермафродит (Лувр)
В греческой мифологии гермафродитом назывался сын Гермеса и Афродиты, соединенный богами с нимфой Салмакидой так, что тела их образовали одно целое (рис. 2).
В дальнейшем, если мальчика воспитывают как девочку и он получает соответствующее гормональное лечение, он ощущает себя в женском поле с вытекающим отсюда женским полоролевым поведением. Ребенок выбирает девичьи игры, формируются женские черты характера, развивается половое влечение к мужскому полу. Однако такое превращение одного пола в другой возможно только в самом раннем детстве, пока у ребенка не сформировалось представление о своей половой принадлежности. Это обычно происходит к 3 годам. Первое время малыш определяет свою половую принадлежность по способу мочеиспускания (мальчики писают стоя, а девочки — сидя), не соотнося с анатомическими различиями и считая возможным изменить свой пол. К 4 годам ребенок уже точно различает пол окружающих детей по внешним атрибутам пола: отличие в одежде, игрушках и т. д. Наступает период "полового" изучения себя и окружающего мира. В это время для детей характерны игры с разлеванием, игра в "доктора", изучение своих гениталий и интерес к наружным половым органам другого пола. Постепенно у ребенка накапливаются в доступной ему форме данные о строении амужского и женского организма, беременности, родах, половой жизни. К 6—7 годам ребенок уже понимает, что он останется мальчиком или девочкой на всю жизнь, точно осознает свой пол, знает полоролевые и анатомические особенности каждого пола. В подростковом периоде формируется психосексуальная ориентация подростка. Она во многом обусловлена гормональным фоном, но в значительной мере сексуальные интересы определяются половым воспитанием и окружающей средой.
До сих пор до конца не ясно, как формируется половое сознание ребенка. Существуют только теории такого становления. Возможно, ребенок бессознательно имитирует поведение взрослого человека своего пола, прежде всего родителей.
Постепенно такое поведение закрепляется в сознании. По другой теории, самоосознание ребенка в своем поле осуществляется путем социального обучения родителями и окружающими людьми. Начинается все с выбора имени. Ребенок одевается в соответствии с его полом, ему покупаются соответствующие игрушки.
Родители постоянно поощряют поведение, характерное для его пола, и негативно реагируют на не соответствующие полу действия: - "мальчики не плачут",
- "не играют в куклы",
- "девочки не дерутся".
Такое поощрение и осуждение ведет к тому, что ребенок старается вести себя "как надо", что постепенно закрепляется и формируется в устойчивое полоролевое поведение, характерное для данного пола.
Однако, на наш взгляд, такие и подобные им теории описывают только часть механизма психосексуального развития ребенка. Мы знаем из жизни, что уже у 5—6-месячных детей обнаруживаются поведенческие признаки того или иного пола. А если провести аналогию с животным миром, то ущербность таких теорий становится очевидной. По-видимому, генетический набор и, что еще более важно, гормональный фон являются существенными компонентами полового развития.
При всем том не следует забывать, что человек — существо социальное, а следовательно, воспитание и воздействие окружающего социума играет первостепенную роль в формировании
полоролевого поведения.
Детская сексология как наука только начинает развиваться. В основном сведения о детской сексуальности получают при сборе анамнеза у взрослых больных с половыми отклонениями. В то же время в практике врача-андролога нередко встречаются дети и подростки с различными формами сексуальных отклонений.
Транссексуализм
Транссексуализм — стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное формирование наружных и внутренних половых органов и вторичных половых признаков. Транссексуализм характерен для мужского пола и встречается в 1—3 случаях на 100 тыс. мужского населения. Причины возникновения этого состояния неизвестны.
В детском возрасте транссексуализм проявляется нарушением полоролевого поведения. Такие мальчики выбирают игры противоположного пола, стараются носить девичью одежду, придумывают себе женские имена. Уже в 5—7 лет они четко осознают дисбаланс между собственным половым самосознанием и их местом в социуме. В подростковый период противоречия обостряются. Для таких детей настоящая мука находиться в поле, в котором они себя не ощущают. Их стремление изменить предназначенный судьбой пол невероятно. Целью жизни становится потребность сформировать внешнюю оболочку, соответствующую их внутреннему содержанию. Такие мальчики скрыто или явно переодеваются в женскую одежду, используют косметику. Начинается борьба с не соответствующей их представлениям анатомией. Половой член бинтуется к ноге, чтобы он не выделялся, тщательно бреются волосы на лице. Их мечта — хирургически изменить свой пол, убрать ненавистный их сознанию половой член и получить молочные железы.
Половое влечение у таких подростков соответствует их психосексуальному состоянию. Генетически и внешне правильно сформированные мужчины испытывают влечение к своему, но психически противоположному мужскому полу.
В этом принципиальное отличие транссексуализма от гомосексуализма, при котором индивид испытывает половое влечение именно к представителю своего пола.
Как помочь таким детям?
Выход один: проведение операции по смене пола, изменение своего гражданского и социального статуса. В настоящее время доказано, что подобный жизненный поворот оптимально выполнить именно в пубертатном возрасте, чтобы избавить подростка от порой многолетних страданий.
Нарушение психосексуальной ориентации мальчиков может выражаться в так называемом временном подростковом гомосексуализме. Это состояние принципиально отличается от истинного гомосексуализма, носит временный характер и связано со сложностью психологической перестройки в подростковый период.
В пубертатный период, характеризующийся гиперсексуальностью, половое влечение у мальчиков такой интенсивности, что частично стирается грань между полами и ребенок начинает испытывать интерес к собственному полу. Подобное состояние встречается у 30—40% юношей. Однако гомосексуальное влечение существует лишь в форме влечения, без активного поиска и осуществления гомосексуальных контактов.
Интерес к девочкам сохраняется (в этом отличие от истинного гомосексуализма). Подростковая гомосексуальность особенно характерна в замкнутых мальчишеских коллективах: лагерях, спортивных секциях, спецшколах. Играет свою роль невозможность или запрещение общения с противоположным полом, связанное с культурными особенностями семьи.
Подростковая гомосексуальность носит временный характер, но важно, чтобы эта психосексуальная ориентация не закрепилась на всю жизнь. Для этого подростку крайне необходимо общение с противоположным полом. Необходимо также оградить еще не сформировавшуюся психику ребенка от контакта с гомосексуальной культурой: взрослыми с гомосексуальными наклонностями, книгами и порнофильмами с соответствующим содержанием.
из http://www.mir-malchikov.com